Цифровизация налогообложения — стратегия ФНС

Созданием информационной системы цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единую информационную систему с последующим анализом этих данных на основе современных технологий обработки больших массивов информации, активно занимается Федеральная налоговая служба России (ФНС).

В последнее время особенно заметна её последовательная работа по последовательному внедрению в практику налогового администрирования современных цифровых технологий. Это полностью соответствует Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Некоторые результаты применения цифровых инструментов

Применение цифровых инструментов налогового администрирования позволяет снижать административную нагрузку на бизнес, а также сохранять устойчивые темпы роста поступлений налоговых и иных доходов в бюджеты РФ.

По данным ФНС России, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2018 году поступило 9 401,7 млрд рублей, что на 1220,3 млрд рублей, или на 14,9 процента, больше, чем в 2017 году (в 2017 году темп прироста указанных доходов по сравнению с 2016 годом составил 8,3 процента). В немалой степени такой результат достигнут за счет внедрения инновационных технологий в сфере налогового контроля.
Выступление главы ФНС на заседании Совета Федерации

Автоматизация контроля НДС

Высокую эффективность показала работа автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость (далее – НДС), которая отслеживает формирование НДС по сделкам в масштабе всей страны, что составляет около 15 млрд операций в год.

Данная система позволяет не только контролировать налоговые вычеты по НДС, но и косвенно способствует увеличению поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Контроль за фискальными операциями с помощью ККТ

Помимо этого, повышению уровня поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований способствует осуществляемый ФНС России контроль за фискальными операциями в сфере розничной торговли с помощью современной контрольно-кассовой техники, которая передает налоговым органам данные о расчетах в режиме реального времени. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники позволяет более эффективно контролировать наличный денежный оборот в сфере малого и среднего предпринимательства.

Электронные сервисы и информационные системы ФНС

Эффективным аналитическим инструментом для органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны стать новые электронные сервисы «Прозрачный бизнес» и «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки«, которые размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Они позволяют получать в полном объеме информацию об исполнении налогоплательщиками субъекта Российской Федерации своих налоговых обязательств, в том числе организациями, получающими налоговые льготы, субсидии и государственные заказы.

Информационная система «Анализ имущественных налогов», к которой подключены более 18 тыс. органов местного самоуправления, позволяет анализировать структуру налогообложения, прогнозировать объем налоговых поступлений, осуществлять мониторинг налоговой задолженности.

С 1 января 2019 года в четырех субъектах Российской Федерации (в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан) в рамках эксперимента начал применяться специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход«. Этот специальный налоговый режим имеет привлекательный порядок уплаты налога через мобильное приложение, не требует представления налоговой отчетности и предусматривает низкую налоговую ставку. Это позволит легализовать деятельность самозанятых граждан, которые считают административную нагрузку в рамках действующих режимов налогообложения чрезмерной, и станет еще одним источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в мобильном приложении для самозанятых граждан зарегистрировались более 40 тыс. человек, а предварительная сумма рассчитанного к уплате налога составляет более 52 млн рублей.

Ваше право

См. Аналитический обзор:
НПД — налог для самозанятых

Задачи, проблемы, нерешенные вопросы

Вместе с тем отмечаются отдельные недостатки в работе электронных сервисов ФНС России, а также необходимость совершенствования форм статистической и налоговой отчетности как качественной основы для прогнозирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

О системе учета зарегистрированных имущественных прав граждан и организаций

Создание актуальной системы учета зарегистрированных имущественных прав граждан и организаций, используемой для учета объектов налогообложения имущественных налогов очень важная задача. Для её решения необходимо принятие федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» в целях обеспечения разграничения имущества, относящегося к движимому и недвижимому.

Кроме того, необходимо разработать предложения по совершенствованию процедуры внесения в Единый государственный реестр недвижимости первоначальных сведений об объектах недвижимости в части определения оптимального объема таких сведений, необходимого для идентификации объекта учета и признания его объектом налогообложения, а также предложения, предусматривающие возможность проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств.

Итого действия НПД и его распространение на другие субъекты Федерации

Предварительные итоги мониторинга реализации эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в целях принятия решения о распространении этого эксперимента на другие субъекты Российской Федерации планируется подвести до 1 августа 2019 года.

О введении системы маркировки минеральной воды

В течение 2019 года будет проведен анализ учтенных объемов производства и потребления минеральной воды с целью определения объемов производства и потребления фальсифицированной минеральной воды. По итогам анализа возможен ввод системы маркировки минеральной воды.