О снижении рисков при направлении маткапитала на жильё

18 марта 2019 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.03.2019 № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей«. Поправки направлены на совершенствование контроля за расходованием средств материнского (семейного) капитала при их направлении на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом № 256-ФЗ.

Ваше право
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ
с изменениями и дополнениями

В частности изменения коснулись:

  • ст. 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала;
  • ст. 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении;
  • ст. 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Необходимость поправок вызвана несколькими причинами.

Во-первых, существенна доля займов на улучшение жилищных условий, взятых у организаций не контролируемых Банком России и погашаемых за счёт средств материнского (семейного) капитала. Она составляет составляет около 20%. В прежней редакции закона № 256-ФЗ такие заимодавцы именовались «иными организациями». Как правило займы они предоставляли по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами. Это значительно увеличивало затраты семьи на приобретение жилья за счёт оплаты повышенных процентов и риски несвоевременной оплаты либо неоплаты основного долга и процентов по полученному займу. Данное обстоятельство нередко приводило к изъятию заложенного (часто единственного) жилья заемщика.

По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, в период 2015 — 2017 годов и I квартал 2018 г. правоохранительными органами возбуждено 599 уголовных дел в отношении организаций, выдавших займы, из них в отношении «иных» организаций — 463 уголовных дела.
Пояснительная записка к законопроекту.

Теперь в Законе № 256-ФЗ дан исчерпывающий перечень организаций, контролируемых Банком России, на погашение займов у которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала. При этом ущемления прав граждан в части распоряжения ими средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не ущемляется.

Во-вторых, значительное количество отказов в удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий на основании информации о признании непригодным для проживания приобретенного жилого помещения.

Поправками расширен перечень оснований для отказа гражданам, имеющим право на получение средств материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в распоряжении этими средствами.

Таким основанием станет наличие информации о признании жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, непригодным для проживания и (или) признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы теперь обязаны проводить соответствующую проверку путём направления в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля запросов об отсутствии или наличии такой информации.

В связи с изменением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в Законе № 256-ФЗ (в редакции от 18.03.2019 № 37-ФЗ) уточнен перечень документов, которые граждане должны представить при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Следует отметить, что изменения касаются только случаев подачи заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий после вступления в силу соответствующих изменений в Закон № 256-ФЗ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *