Техосмотр обязателен для всех транспортных средств (ТС). Исключение составляют лишь ТС, с двигателем не более 50 куб. см. (электродвигатель -не более 4 кВт), максимальная скорость, которых не должна превышать 50 км/час. Однако есть основания ожидать расширения перечня ТС, для которых технический осмотр необязателен. В него могут попасть автомашины граждан, использующиеся исключительно для личных поездок. Это может произойти в 2025 году.
Периодичность проведения технический осмотра установлена ст. 15 Федерального закона № 170-ФЗ. В частности, ежегодный техосмотр должны проходить легковые автомобили, которые эксплуатируются более семи лет. Машины «помоложе» (до 7-ми лет) проходят осмотр раз в два года. А совсем «молодым» — до 3-х лет, включая год выпуска, вообще техосмотр не требуется.
Нужен ли техосмотр личного автотранспорта?
Этот вопрос актуален и обсуждается уже давно. Противниками техосмотра традиционно являются большинство автовладельцев. К ним часто примыкают политики и лидеры общественных движений (из лучших побуждений). Сторонники — все кто обеспечивает и проводит техосмотр: операторы технического осмотра, дилеры, технические эксперты и пр. И к ним часто примыкают политики, лидеры общественных движений, а также некоторые специалисты. Тоже из исключительно из лучших побуждений.

В 2019 году депутаты Госдумы в очередной раз вернулись к этому вопросу. На этот раз они обратили внимание на критерии исключения ТС из под регулирования законодательством о техосмотре. Сейчас такими критериями являются: объем и мощность двигателя, а также максимальная скорость, с которой ТС способно двигаться. Результаты оценки действующей системы ТО и статистики по ДТП от НЦ безопасности дорожного движения МВД РФ являются хорошей аргументацией в пользу исключения обязательного техосмотра для ТС, используемых гражданами-физическими лицами в личных целях.
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Олега Нилова, которым он поделился с корреспондентом «РГ», техосмотр транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров, коммерческие перевозки опасных грузов и др. должны осуществляться более тщательно и регулярно. Медосмотры водителей ежедневно проходят под жесткой ответственностью врачей. А вот ответственность за техническое состояние личного автотранспорта, как и ответственность за выезд в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с правами или без, — целиком должна лежать на водителе личного авто.
Законопроект об отмене ТО
29 января 2019 года депутаты Государственной Думы от фракции «Справедливой России» предложили законопроект № 634935-7 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
См. пакет документов в системе законодательной деятельности (http://sozd.duma.gov.ru/)
Авторы законопроекта предложили дополнить статью 2 Федерального закона от 1 июля 2011 N 170-ФЗ частью 2.1 следующего содержания:
См. текст проекта Федерального закона
То есть, если поправки в закон о техосмотре примут, то владельцы личных легковых автомобилей вообще не будут проходить ТО. Для обоснования своей позиции в пояснительной записке к Законопроекту депутаты приводят данные, полученные от Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ:
Авторы проекта полагают, что действующая система ТО направлена не на предупреждение ДТП, а является дополнительным финансовым обременением для владельцев транспортных средств.
См. пояснительную записку к законопроекту № 634935-7
Фиктивный техосмотр — наказание требует ужесточения
Проблема фиктивных техосмотров на фоне трагедий последнего времени приобрела особую актуальность. Как правило, у следствия возникают сомнения в подлинности документов о техосмотре ТС. Судя по высказываниям депутатов Госдумы, а также некоторых членов Правительства РФ, в частности, Министра транспорта РФ Евгения Дитриха (см. материалы РГ), ответственность за недобросовестное прохождение техосмотра необходимо ужесточить, а его процедуру — усовершенствовать.
Соответствующие законопроекты по этим вопросам уже находится на рассмотрении в Госдуме. В том числе и в отношении отмены техосмотра для тех или иных категорий автомобилей. По этому поводу Правительство сформирует позицию после того, как будет рассмотрен законопроект кабмина о реформе техосмотра — сообщает РГ, ссылаясь на информацию Евгения Дитриха.
20 марта 2019 года Правительство направило в Госдуму поправки к законопроектам о совершенствовании системы техосмотра транспортных средств. Подробнее…
Техосмотр — отменить, а не реформировать
Техосмотр необходимо отменить, а не реформировать, так озаглавлена страница сайта Сергея Миронова, на которой лидер партии «Справедливая Россия» прокомментировал намерение Правительства Российской Федерации усовершенствовать процедуру техосмотра автомобилей.
«Правительство планирует реформировать техосмотр – чисто формальную процедуру, которая никак не сказывается на безопасности дорожного движения, а только осложняет жизнь людям… Мы предлагаем не совершенствовать техосмотр, а отменить его для личного автотранспорта, который не используется в коммерческих целях. Техосмотр легковых автомобилей следует оставить только для такси.»
См. Подробнее см. материалы сайта Сергея МироноваТехосмотр транспортных средств

Технический осмотр транспортных средств — это проверка технического состояния транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска ТС к участию в дорожном движении на территории России.
Полное определение этому термину и ряду других понятий, связанных с ним, см. в ст. 1 Закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…».
Процедура техосмотра (ТО) жестко контролируется государством и (или) уполномоченными им организациями/лицами. Ведь за безопасность на дорогах отвечают гос. органы, поэтому им и дано право устанавливать требования к техническому состоянию транспорта. Поэтому выработка государственной политики в сфере технического осмотра, а также установление требований, порядка и правил его проведения отнесена к полномочиям Правительства России.
Во исполнение требований Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств…» Правительство РФ приняло постановление от 5 декабря 2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств», которым установило Правила проведения техосмотра.
О правилах проведения техосмотра
Напомним, что до 2012 г. ТО проводился только Госавтоинспекцией. В период с 2012 по 2014 годы ТО можно было проходить как в пунктах Госавтоинспекции, так и в организациях или у индивидуальных предпринимателе, аккредитованных на право проведения технического осмотра, то есть получивших статус — оператор технического осмотра (оператор ТО).
С 2014 года проведением техосмотра Госавтоинспекция не занимается, а только контролирует. Пройти ТО можно у любого оператора технического осмотра независимо от места регистрации автомобиля. Между владельцем автомашины и оператором ТО заключается договор. Автовладельцу необходим паспорт автовладельца (его представителю — еще и доверенность) и свидетельство о регистрации транспортного средства или ПТС.
После оплаты услуг и идентификации ТС технический эксперт — работник оператора технического осмотра приступает к техосмотру. Время проведения ТО жестко регламентировано (см. приложение № 2 к постановлению № 1008). К примеру, для легковых авто продолжительность диагностики — не более 30 мин. Для мотоциклов — 10 минут, а автобусов — 54 минуты. Для грузовиков время зависит от максимальной массы и может составлять от 32 до 68 минут.

Стоимость техосмотра — от 500 руб. до несколько тысяч рублей. Она зависит от категории транспортного средства и региона, в котором проводится ТО.
Во время техосмотра проверяется исправность отдельных систем, узлов и агрегатов автомобиля. В частности:
- Тормозная система,
- Стеклоомыватели и стеклоочистители,
- Внешние световые устройства,
- Сигнализация,
- Двигатель,
- Рулевая система.
По завершении процедуры автовладельцу выдается диагностическая карта с заключением о возможности или эксплуатации транспортного средства. Если с автомобилем все в порядке, то оформляется талон ТО (или международный сертификат ТО).