Комментарий к статье 113 ТК РФ
1. Устанавливая запрет на привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, комментируемая статья содержит перечни обстоятельств, позволяющих работодателю привлекать работников к работе в такие дни, и регулирует порядок привлечения их к работе.
2. Предусмотренный комментируемой статьей порядок привлечения работников к работе в нерабочие дни относится как к нерабочим выходным и праздничным дням, установленным федеральным законом, так и к выходным дням, установленным коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности. Порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни зависит от характера обстоятельств, требующих привлечения работников к такой работе.
3. В случае введения чрезвычайного или военного положения, возникновения бедствия или угрозы бедствия, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, и в других случаях, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается без их согласия. Перечень таких случаев является исчерпывающим.
4. Если возникает необходимость проведения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит дальнейшая нормальная работа организации или ее структурных подразделений, индивидуального предпринимателя, работники могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия.
5. В других случаях для привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни наряду с письменным согласием работника требуется также учет работодателем мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (о порядке учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях, когда решение работодателя не требует принятия локального нормативного акта, см. ст. ст. 99, 371 ТК и комментарий к ним).
6. Работы в непрерывно действующих организациях осуществляются по графикам и не требуют соблюдения указанного порядка. Вместе с тем на эти работы в полной мере должны распространяться гарантии, предоставляемые отдельным категориям работников (см. п. п. 7 и 8 комментария к настоящей статье).
7. Запрещается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин и работников в возрасте до 18 лет, за исключением не достигших возраста 18 лет творческих работников и профессиональных спортсменов, виды работ, профессии, должности которых указаны в соответствующих перечнях (см. ст. ст. 259, 268, 348.8 ТК и комментарий к ним).
8. Инвалиды и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут быть привлечены к работе в выходной или нерабочий праздничный день только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. В отношении таких работников наряду с данным порядком привлечения к работе в выходной и нерабочий праздничный день должно соблюдаться дополнительное требование: работодатель обязан ознакомить их под роспись с правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.
Указанные гарантии распространяются также на матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет; работников, имеющих детей-инвалидов; работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, и на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (см. ст. ст. 259, 264 ТК и комментарий к ним).
9. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (см. ст. 153 ТК и комментарий к ней).
Другой комментарий к статье 114 Трудового Кодекса РФ
Ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируется в соответствии со ст. 37 Конституции РФ всем лицам, состоящим в трудовых отношениях с организацией на основании трудового договора.
Правом на ежегодный оплачиваемый отпуск обладают все лица, работающие по трудовому договору. Это право должно быть реализовано при работе в организациях любых организационно-правовых форм независимо от степени занятости, места выполнения трудовых обязанностей, формы оплаты труда, занимаемой должности или выполняемой работы.
Ежегодный оплачиваемый отпуск предназначен для отдыха и полного восстановления сил работника, ибо ограничение продолжительности рабочего дня (40-часовая рабочая неделя или сокращенное рабочее время), ежедневный (междусменный) отдых, выходные и нерабочие праздничные дни не обеспечивают полного восстановления энергетического потенциала и нормального уровня жизнедеятельности человека. Для работника важен продолжительный непрерывный отдых для поддержания нормального состояния здоровья и полного восстановления трудоспособности. Наряду с восстановительной функцией ежегодный оплачиваемый отпуск играет немалую роль в удовлетворении других интересов и потребностей работника, как, например, для повышения общеобразовательного и культурного уровня и др.
До принятия ТК в 2001 г. временные работники, а также работники, занятые на сезонных работах, правом на отпуск или на замену его денежной компенсацией не пользовались. В настоящее время в соответствии со ст. ст. 291 и 295 ТК указанные работники имеют право на оплачиваемые отпуска. Длительное время неурегулированным оставался вопрос об оплачиваемых отпусках работающим по совместительству.
Лицам, заключившим трудовой договор о работе по совместительству, для выполнения временной или сезонной работы, работы у физического лица, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются в соответствии с нормами, установленными с учетом особенностей правового регулирования труда названных категорий работников (см. коммент. к ст. ст. 286, 291, 295, 305).
Оплата ежегодных отпусков производится исходя из среднего заработка, исчисленного в соответствии со ст. 139 ТК (см. коммент. к ней), и в порядке, установленном ст. 136 ТК, согласно которой оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Ежегодный оплачиваемый отпуск может состоять из ежегодного основного оплачиваемого отпуска, на который имеют право все работники, выполняющие работу по трудовому договору, и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, право на которые имеют отдельные категории работников, например лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (см. коммент. к ст. 117).
От ежегодного оплачиваемого отпуска как суммарного выражения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней) и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (см. коммент. к ст. ст. 117 — 119) следует отличать так называемый удлиненный основной отпуск (см. коммент. к ст. 115).
В трудовом законодательстве закреплены гарантии реального использования ежегодных отпусков работниками. Как установлено ст. 114 ТК, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Следовательно, все работники имеют равное право на отпуск вне зависимости от того, у какого работодателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) они трудятся, по срочному или иному трудовому договору, на условиях неполного рабочего времени либо по совместительству и т.д.
Продолжительность ежегодного основного и дополнительного отпусков работникам в соответствии со ст. 120 ТК (см. коммент. к ней) исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни в число календарных дней не включаются и не оплачиваются. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск исчисляется отдельно и суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (продолжительностью 28 календарных дней), а в суммарном выражении они составляют общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Например, работник имеет право на 12 дней дополнительного отпуска, которые суммируются с его основным отпуском продолжительностью 28 календарных дней, общая продолжительность его ежегодного оплачиваемого отпуска в этом случае составляет 40 календарных дней.
Статья 113 ТК РФ. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
Статья 113. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Комментарий к Ст. 113 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС
1. Часть первая комментируемой статьи закрепляет легальное определение таможенного контроля в форме «получения объяснений».
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
Перечень лиц, у которых могут быть получены объяснения, является не просто открытым, а фактически не ограниченным, особенно если учесть, что критерием определения таких лиц является знание сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления не только таможенного контроля, но и любой необходимой информации в сфере таможенного дела.
Определение перевозчика и декларанта дано в ст. 4 комментируемого Кодекса.
2. В отличие от устного опроса, объяснения требуют письменной формы закрепления, что в последующем может быть использовано в качестве доказательств при рассмотрении дел об административном правонарушении, а также уголовных дел.
Например, в рамках рассмотрения дела N А55-13195/2013 о признании незаконным и отмене Постановления Самарской таможни от 07.05.2013 о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности от начальника Самарского МСЦ — ОСП ГЦМГЕП (филиал ФГУП «Почта России») С.Д. Попова были получены объяснения N l0412000/400/150313/A0010/01, согласно которым в его должностные обязанности входят контроль и общее руководство производственным процессом, в том числе при поступлении МПО с уведомлениями, их обработка и последующая отправка; в связи с большой загруженностью должностных лиц — операторов сортировочного центра и большим объемом МПО, при формировании накладной ф. 16 от 08.04.2012 N 4439644900030826 в компьютерной программе должностным лицом не было включено специальное обозначение, которое впоследствии должно было отобразиться на бумажном носителе указанной накладной в виде обозначения в графе «Особые отметки» — «С таможенным уведомлением» (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2014 г. N Ф06-2463/13 по делу N А55-13195/2013).
Форма объяснения утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260.
3. Таможенные органы в случае необходимости получения объяснений направляют вызываемому лицу уведомление, причем законодатель сознательно использует именно уведомительную форму, а не термин «повестка», который встречается в процессуальном законодательстве. При этом в обязанностях перевозчика и декларанта обязанность явки не закреплена.
Список источников
- rutkrf.ru
- bazanpa.ru
- TKTSrf.ru