Дополнительное соглашение о продлении срока трудового договора с иностранным работником

Увольнение иностранцев

Расторгнуть трудовое соглашение с мигрантом разрешается по тем же основаниям, что и с работником-россиянином. Причиной для увольнения может явиться собственное желание  иностранного гражданина или инициатива руководства компании. Работодатель вправе прекратить трудовые отношения с приезжим сотрудником по любому основанию, указанному в 81-й статье Трудового кодекса:

  • появление на работе в нетрезвом виде;
  • предоставление подложного патента, разрешения или иных документов;
  • прогул;
  • совершение хищения;
  • неисполнение трудовых обязанностей и т.д.

Однако расторжение договора с иностранным работником случается и по специфическим причинам, характерных только для увольнения мигрантов:

  • исчерпан срок действия патента, разрешения или полиса ДМС;
  • перестало действовать разрешение, выданное работодателю – на наем сотрудников-иностранцев;
  • сократилось предельное количество квотированных мест по определенному виду трудовой деятельности.

В чем разница между гражданско-правовым договором и трудовым

При приеме на работу граждан других государств для работодателя всегда встает вполне логичный вопрос: в какой форме такое соглашение лучше заключить – в виде трудового договора или гражданско-правового? И здесь важно определить, в чем заключается принципиальная разница между этими двумя видами договоров. Во-первых, трудовой договор, заключенный с иностранцем, обязательно должен быть срочным, причем срок его действия не может превышать срок действия выданного такому работнику разрешения на работу

Во-первых, трудовой договор, заключенный с иностранцем, обязательно должен быть срочным, причем срок его действия не может превышать срок действия выданного такому работнику разрешения на работу.

Что касается соглашения в гражданско-правовой форме, то оно может заключаться на время выполнения каких-то возмездных работ, например, сезонного характера, либо до полного исполнения работником взятых на себя обязательств.

Вторым значимым отличием между двумя договорами, является то, что трудовые правоотношения между работником-иностранцем и работодателем, оформленные путем подписания договора, предусмотренного Трудовым Кодексом, должны регулироваться, соответственно, только трудовым законодательством.

В случае заключения гражданско-правового договора возникшие правоотношения под действие Трудового Кодекса не попадают.

Если говорить о соблюдении трудовой дисциплины и возможной ответственности за нее со стороны работника, то здесь положение для работника будет лучше, если он подпишет гражданско-правовой договор, так как к дисциплинарной ответственности по Трудовому Кодексу его привлечь будет нельзя, а наложить взыскание возможно только в соответствии с гражданским законодательством.

То есть, если рассматривать удобство или неудобство того или иного вида договоров, можно сказать, что гражданско-правовой будет гораздо удобнее как для работодателя, так и для работника.

Каков общий порядок подготовки и заключения гражданско-правовых договоров с иностранцами, приглашаемыми на работу?

Как и у любого другого подобного документа, у гражданско-правового соглашения есть ряд этапов, которые необходимо пройти как работнику, так и работодателю, чтобы такой договор не был признан нелегитимным.

В первую очередь, обе стороны должны подготовить четко регламентированный в законодательстве пакет документов, перечень которых является обязательным для сохранения действительности заключенного соглашения.

Ключевыми из этих документов являются разрешение на привлечение к труду иностранных граждан (если говорить о нанимателе) и разрешение на работу (непосредственно для нанимающегося). Без них законность подписанного документа может быть легко оспорена, а стороны, нарушившие это требование законодательства, понесут серьезное наказание.

Следующим шагом становится разработка самого текста документа с указанием обязательных положений, одним из которых является срок действия заключаемого соглашения.

После того, как договор будет разработан и подписан, работник приступает к выполнению своих обязанностей.

Разделы и пункты такого договора состоят из следующего содержания

  • В шапке пишется название документа, а также где он составлялся и когда – дата.
  • Первый абзац раскрывает стороны, является представительским.
  • Первый пункт – предмет договора и сроки его действия, а также, как его могут продлить.
  • Второй – раскрывает условия материального вознаграждения за труд иностранца.
  • В третьем пункте содержится информация об обязанностях сторон.
  • В четвертом можно обозначить права сторон.
  • Пятый пункт соответствует основным положениям, законам, которые раскрывают суть ответственности сторон при тех или иных нарушениях условий договора.
  • В шестом – освещаются спорные моменты, какие-либо изменения, которые следовало бы внести, и также условия расторжения.
  • Седьмой пункт прописывает иные условия, в которых, могут содержаться просто особенности, когда вступает в силу документ.
  • Заканчивается соглашение указанием реквизитов сторон и их подписями.

О разрешениях на работу для иностранцев из визовых стран

Согласно ст. 18 Закона № 115‑ФЗ для получения иностранцем трудовой визы приглашающая сторона (как правило, это работодатель) оформляет приглашение на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и уплачивает госпошлину. Такое приглашение выдает ФМС России или ее территориальный орган в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ (п. 1). При этом в силу п. 8 работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязан, в частности: иметь разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранца по месту пребывания в Российской Федерации.

Отметим, что исходя из положений абз. 6 ст. 327.3 НК РФ работодатель может заключить с иностранцем договор до получения разрешения на работу. Такая возможность предоставлена для случаев, когда заключенный трудовой договор необходим для получения разрешения. Тогда трудовой договор вступит в силу не ранее дня получения разрешения, а сведения о нем вносятся непосредственно в текст договора на основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ получивший разрешение на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения представить в территориальный орган ФМС документ, подтверждающий владение данным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ. Если такое требование не будет соблюдено, то на основании п. 9.1-1 ст. 18 Закона № 115‑ФЗ разрешение на работу аннулируется.

О патентах для иностранцев из безвизовых стран

Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке, то документом, подтверждающим его право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, будет патент.

До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию из «безвизовой» страны должен обратиться в территориальный орган ФМС и представить пакет документов, перечисленных в этой норме. Если иностранец представит эти документы по истечении 30 календарных дней со дня въезда в страну, ему придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ) и приложить документ об уплате штрафа.

Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранца заявления обязан выдать ему патент (или уведомление об отказе в его выдаче).

Исходя из п. 6 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ при получении патента иностранный гражданин предъявляет документ, который удостоверяет его личность, а также документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.

К сведению

Патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ). При этом срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638. В примечании 1 к этой форме указано, что если иностранец собирается трудиться у юридического лица или индивидуального предпринимателя патент, как правило, оформляется на бланке синего цвета, если у физического лица – то красного цвета.

По общему правилу в патенте не указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. Однако, как следует из положений п. 29 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в патенте перечисленных сведений, о чем оно информирует территориальный орган ФМС.

Таким образом, если на территории субъекта РФ, где организация осуществляет свою деятельность, установлены такие правила, то иностранный работник должен трудиться в соответствии с записью в его патенте. Если возникнет необходимость сменить профессию (вид деятельности), работнику следует обратиться в орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте (п. 15 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ).

Итак, иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу приходит к работодателю с готовым патентом, процедура приобретения данного документа организации не касается. Если иностранец принес патент, значит, у него в порядке и миграционная карта, и справка о здоровье, и документы о знании русского языка (то есть те документы, которые предоставляются им в миграционную службу для получения патента, в их отсутствие он бы не смог получить патент).

Об учете для целей налогообложения расходов на оплату обучения иностранных работников

Предположим, что расходы на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих несет организация. Вправе ли она учесть указанные расходы для целей налогообложения?

Исходя из разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 16.07.2015 № 03‑03‑07/41000, если указанные услуги относятся к перечню образовательных программ, установленному ст. 12 Закона об образовании, то затраты на их оплату могут относиться к расходам, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Понятие «образовательная программа» дано в п. 9 ст. 2 Закона об образовании. Это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В пункте 2 ст. 12 Закона об образовании указано, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

Вполне логично, что в перечне образовательных программ (или следуя их определению – в перечне основных характеристик образования), на который ссылается Минфин, не содержится прямого упоминания об услугах по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик выяснять, по «нужной» программе занимались его работники-иностранцы или нет, имеет ли эта программа прямое отношению к перечню, чтобы расходы на вышеуказанные услуги можно было смело отнести в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль?

Полагаем, что не должен. Совсем не обязательно знать, по каким программам учились иностранные работники, если итогом их обучения стал сертификат или документ о прохождении экзамена по утвержденным формам, выданные в учебных центрах перечень которых регулируется Минобрнауки.

Для отражения в расходах затрат на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ надо соблюдать следующие условия. Во-первых, договор на обучение должен быть заключен с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Во-вторых, в договоре должно быть прописано, что обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор, или физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность этих лиц не позднее трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее года (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Отметим, что если организация заключает трудовой договор с физическим лицом, уже проходящим обучение в образовательном учреждении и самостоятельно оплатившим свое обучение, а впоследствии возмещает работнику стоимость обучения, расходы на компенсацию стоимости обучения сотрудника могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль Такие разъяснения даны в Письме от 17.02.2012 № 03‑03‑06/1/90.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 357‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 357‑ФЗ).

При заключении трудового договора поступающие на работу иностранцы не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных законодательством.

Перечень стран, с которыми установлен безвизовый режим въезда в РФ иностранных граждан в соответствии с международными соглашениями РФ, можно найти на сайте МИД www.mid.ru.

Это положение не распространяется на граждан, имеющих статус высококвалифицированных специалистов и осуществляющих трудовую деятельность в порядке, установленном ст. 13.2 Закона № 115‑ФЗ.

Изменения внесены Законом № 357‑ФЗ.

Подробнее об этом читайте в статье «Порядок исчисления НДФЛ с доходов работников-иностранцев» на стр. 34.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Список источников

  • trud.guru
  • trud.expert
  • otchetonline.ru
  • 101million.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *