Суверенный Рунет — свободный и безопасный

22.04.2019 в СФ одобрен законопроект о суверенном интернете Законопроект предусматривает создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика. Главная цель новаций — обеспечение надежной работы российского сегмента интернета (Рунет) в случаях сбоев или целенаправленного масштабного внешнего воздействия. В первом чтении проект закона принят 12.02.2019, во втором — 11.04.2019.

А. Клишас: «Обеспечение работоспособности российских интернет-ресурсов послужит гарантией защиты интересов граждан». Законом создаются условия для реализации национального проекта «Цифровая экономика». Подробнее…

В законе, в частности, определяются необходимые правила маршрутизации трафика, организуется контроль их соблюдения, создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Законопроектом вводятся новые понятия: «точка обмена трафиком», «номер автономной системы».

Согласно поправкам, информация госорганов и предприятий будет дополнительно защищена шифрованием, а операторов связи освободят от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенными данными, если они установят средства противодействия угрозам. Порядок установки и работы таких средств утвердит правительство. Отечественное шифрование будет применяться параллельно с уже действующими системами, и при сбое или отключении от зарубежных сертификатов заменит их.

Вступление в силу новаций возможно в ноябре 2019 г., за исключением положений о криптографической защите информации и национальной системе доменных имен. Они начнут действовать с 1 января 2021 года.

Закон о суверенном интернете — что это

Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 608767-7.  содержит изменения в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи». Помимо корректировок технического характера, в закон вводится Глава 7.1. Деятельность, связанная с обеспечением безопасного и устойчивого функционирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации. Кроме того, уточнено наименование и существенно дополнено содержание главы 10 Закона № 126-ФЗ.

Также предусмотрены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этот закон вводится несколько новых статей и заметно дополняются существующие статьи и положения Закона № 149-ФЗ. Подробнее…

Обсуждение законопроекта о суверенном Рунете

Законопроект о суверенном интернете очень бурно обсуждался в обществе, а также среди депутатов. Несмотря на то, что изменения направлены на обеспечение устойчивой и бесперебойной работы, а также устранение уязвимости Рунета в условиях явных угроз извне, некоторые специалисты, политики и граждане обеспокоены вероятностью усиления запретов и ограничений. Об обсуждении законопроекта см. материалы РГ «Ру и точка«.

Cуверенный интернет в Российской Федерации Долгосрочная и устойчивая (автономная) работа российского сегмента интернета (Рунет) необходима в случае отключения от глобальной сети Cуверенный Интернет России .RU

Однако в законопроекте таких положений нет, а все внимание уделяется созданию инфраструктуры, позволяющей российским интернет-ресурсам продолжать работу, если отечественных операторов связи отключат от зарубежных серверов.

Также определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Предусматривается возможность установки на сетях связи техсредств, определяющих источник передаваемого трафика. Техсредства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам.

Кроме того, вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности Рунета.

Минкомсвязь по согласованию с ФСБ будет утверждать требования к обеспечению работы точек обмена трафиком. Координировать действия для обеспечения устойчивой работы интернета в стране будет Роскомнадзор. Для этого при Роскомнадзоре создается центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования, который будет обеспечивать доступность услуг связи в РФ в любых условиях, а также координировать усилия операторов в «экстраординарных» ситуациях.

Мнение законодателей о защищённом рунете

«Попытки называть рассматриваемый законопроект «китайским файерволом» или «законом об автономном интернете» не имеют ничего общего с сутью законодательной инициативы. Речь идет о создании дополнительных условий для стабильной работы российского сегмента интернета в условиях попыток оказать какое‑то воздействие на сеть извне Российской Федерации. Задача законопроекта в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским пользователям, электронные государственные услуги и онлайн-банкинг были доступны в полном объеме, а разнообразные коммерческие сервисы, к которым уже привыкли граждане, смогли бесперебойно и стабильно работать», — отметил Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, представляя законопроект на пленарном заседании.

По мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, для эффективного противодействия современным угрозам необходимо формировать модельное законодательство по ключевым проблемам и вызовам сегодняшнего дня. Обращаясь к участникам пленарного заседания 140-й Ассамблеи Межпарламентского союза (МПС) в Дохе, В. Володин отметил:

«На нас особая ответственность по обеспечению законодательного регулирования новых областей знаний»
«…С внедрением цифровых технологий парламентарии должны создавать законодательство в этой сфере, которое, с одной стороны, будет направлено на развитие новой экономики, а с другой стороны, будет решать вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой прав граждан, интеллектуальной собственности, хранением больших данных.»
«…Нас не может не волновать, что доступ и управление данными осуществляется за пределами наших стран. И наши граждане могут быть отключены от пользования электронными услугами, социальными сетями из‑за рубежа в случае, например, незаконных санкций»
Материалы пленарного заседания 140-й Ассамблеи МПС в Дохе 07.04.2019

В вышеприведенных фрагментах выступления выражена суть позиции российских законодателей по этому важному и волнующему вопросу. Важно подчеркнуть, что она заявлена открыто, с трибуны 140-й Ассамблеи МПС. Обращаясь к участникам заседания 140-й Ассамблеи МПС, В. Володин кратко и ёмко сформулировал суть проблемы в следующими словами:

«Мы должны сделать все, чтобы новые технологии были доступны, и чтобы граждане были защищены, а цифровой суверенитет государства был гарантирован»
Материалы пленарного заседания 140-й Ассамблеи МПС в Дохе 07.04.2019

Традиционно суверенитет включал в себя признаки, которые определяют независимость государства. Прежде всего речь идет о территории государства, его границах, верховенстве власти, самостоятельной правовой системе, армии, национальной валюте и в целом финансовой и налоговой сферах. Поэтому, когда говорили о вмешательстве в дела других государств, раньше имели в виду прежде всего агрессивные действия, предполагающие пересечение границ. Но в современных реалиях, чтобы нанести ущерб другому государству, пересекать границы не требуется.

«Интернет-технологии позволяют вмешиваться в работу государственных органов, в избирательные кампании, в работу атомных электростанций, создавать транспортный коллапс, обрушивать финансовую систему стран и корпораций. Исходя из этого необходимо не только признать, но и обеспечить цифровой суверенитет любого государства в области интернет-технологий, защиты персональных данных, защиты информационного пространства», — заявил Председатель ГД В. Володин.

Что необходимо для реализации закона

Проект закона о суверенном интернете наделяет Роскомнадзор полномочиями отслеживать функционирование интернета и сетей связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости. А операторов связи, обеспечивающих доступ в интернет, обязывает иметь в своих сетях необходимые технические средства противодействия таким угрозам.

В Пояснительной записке к законопроекту приведен перечень организационно-технических мер в результате которых будет обеспечена долгосрочная и устойчивая работа интернета в России, а также обосновывается необходимость их проведения.

Кроме того, в пакете документов к законопроекту отмечается, что принятие и реализация Федерального закона о суверенном интернете не потребует расходов из федерального бюджета, а также изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов.

Внутренние сети, не имеющие выхода в интернет, не подпадут под действие закона.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *