Традиционно суверенитет включал в себя признаки, которые определяют независимость государства. Прежде всего речь шла о территории государства, его границах, верховенстве власти, самостоятельной правовой системе, армии, национальной валюте и в целом финансовой и налоговой сферах. Поэтому, когда говорили о вмешательстве в дела других государств, раньше имели в виду прежде всего агрессивные действия, предполагающие пересечение границ. Но в современных условиях, чтобы нанести ущерб другому государству, не требуется нарушения границ.
«Интернет-технологии позволяют вмешиваться в работу государственных органов, в избирательные кампании, в работу атомных электростанций, создавать транспортный коллапс, обрушивать финансовую систему стран и корпораций. Исходя из этого необходимо не только признать, но и обеспечить цифровой суверенитет любого государства в области интернет-технологий, защиты персональных данных, защиты информационного пространства», — отметил Председатель ГД В. Володин.
Важным поводом для беспокойства и разработки закона «о суверенном интернете» стало принятие в 2018 году в США Стратегии национальной кибербезопасности. Анонсируя документ, помощник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон упоминал, что к соперникам по киберпространству, в числе которых оказалась и Россия, «США намерены использовать не только оборонную стратегию, но и наступательные операции». В этих условиях необходимы защитные меры.
В целях обеспечения безопасного и устойчивого функционирования интернета на территории России, с 1 ноября 2019 года действуют нормы Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — (» о суверенном интернете «).
Фактически Россия приступила к созданию инфраструктуры для бесперебойной работы национального сегмента интернета. Очень важно обратить внимание, на то, что законом № 90-ФЗ создаются условия для реализации национального проекта «Цифровая экономика».
Следует отметить, что законом о суверенном интернете Роскомнадзор наделен полномочиями отслеживать функционирование интернета и сетей связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости. Кроме того, при возникновении угроз стабильной работе российского сегмента интернета Роскомнадзор вправе брать на себя централизованное управление сетью . Для реализации этого права Роскомнадзор вводится в состав учредителей Координационного центра сети интернет — организации, которая является администратором доменов .ru и .рф.
Также Законом № 90-ФЗ определены необходимые правила маршрутизации трафика, организации контроля их соблюдения, создана возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
Законом введены новые понятия: «точка обмена трафиком», «номер автономной системы» В соответствии с Законом № 90-ФЗ, информация госорганов и предприятий будет дополнительно защищена шифрованием, а операторов связи освободят от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенными данными, если они установят средства противодействия угрозам. Порядок установки и работы таких средств утвердит правительство. Отечественное шифрование будет применяться параллельно с уже действующими системами, и при сбое или отключении от зарубежных сертификатов заменит их.
Вступление в силу новаций — ноябрь 2019 г., за исключением положений о криптографической защите информации и национальной системе доменных имен. Они начнут действовать с 1 января 2021 года.
Закон о суверенном интернете — что нового?
Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» содержит изменения в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи». Помимо корректировок технического характера, в закон вводится Глава 7.1. Деятельность, связанная с обеспечением безопасного и устойчивого функционирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации. Кроме того, уточнено наименование и существенно дополнено содержание главы 10 Закона № 126-ФЗ.
Также внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этот закон вводится несколько новых статей и заметно дополняются существующие статьи и положения Закона № 149-ФЗ. Подробнее…
Необходимость закона о суверенном Рунете
Законопроект о суверенном интернете очень бурно обсуждался в обществе, а также среди депутатов. Несмотря на то, что изменения направлены на обеспечение устойчивой и бесперебойной работы, а также устранение уязвимости Рунета в условиях явных угроз извне, некоторые специалисты, политики и граждане обеспокоены вероятностью усиления запретов и ограничений.
Однако ни в законопроекте, ни в окончательном тексте принятого закона таких положений нет. Все внимание уделяется созданию инфраструктуры, позволяющей российским интернет-ресурсам продолжать работу, если отечественных операторов связи отключат от зарубежных серверов.
Законом определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Предусматривается возможность установки на сетях связи техсредств, определяющих источник передаваемого трафика. Техсредства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам.
Кроме того, вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности Рунета.
Минкомсвязь по согласованию с ФСБ будет утверждать требования к обеспечению работы точек обмена трафиком. Координировать действия для обеспечения устойчивой работы интернета в стране будет Роскомнадзор. Для этого при Роскомнадзоре создается центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования, который будет обеспечивать доступность услуг связи в РФ в любых условиях, а также координировать усилия операторов в «экстраординарных» ситуациях.
Мнение законодателей о защищённом рунете
«Попытки называть рассматриваемый законопроект «китайским файерволом» или «законом об автономном интернете» не имеют ничего общего с сутью законодательной инициативы. Речь идет о создании дополнительных условий для стабильной работы российского сегмента интернета в условиях попыток оказать какое‑то воздействие на сеть извне Российской Федерации. Задача законопроекта в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским пользователям, электронные государственные услуги и онлайн-банкинг были доступны в полном объеме, а разнообразные коммерческие сервисы, к которым уже привыкли граждане, смогли бесперебойно и стабильно работать», — отметил Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, представляя законопроект на пленарном заседании.
По мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, для эффективного противодействия современным угрозам необходимо формировать модельное законодательство по ключевым проблемам и вызовам сегодняшнего дня. Обращаясь к участникам пленарного заседания 140-й Ассамблеи Межпарламентского союза (МПС) в Дохе, В. Володин отметил:
«…С внедрением цифровых технологий парламентарии должны создавать законодательство в этой сфере, которое, с одной стороны, будет направлено на развитие новой экономики, а с другой стороны, будет решать вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой прав граждан, интеллектуальной собственности, хранением больших данных.»
«…Нас не может не волновать, что доступ и управление данными осуществляется за пределами наших стран. И наши граждане могут быть отключены от пользования электронными услугами, социальными сетями из‑за рубежа в случае, например, незаконных санкций»
Материалы пленарного заседания 140-й Ассамблеи МПС в Дохе 07.04.2019
В вышеприведенных фрагментах выступления выражена суть позиции российских законодателей по этому важному и волнующему вопросу. Важно подчеркнуть, что она заявлена открыто, с трибуны 140-й Ассамблеи МПС. Обращаясь к участникам заседания 140-й Ассамблеи МПС, В. Володин кратко и ёмко сформулировал суть проблемы в следующими словами:
Материалы пленарного заседания 140-й Ассамблеи МПС в Дохе 07.04.2019
Что необходимо для реализации закона
Закон о суверенном интернете наделяет Роскомнадзор полномочиями отслеживать функционирование интернета и сетей связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости. А операторов связи, обеспечивающих доступ в интернет, обязывает иметь в своих сетях необходимые технические средства противодействия таким угрозам.
В Пояснительной записке к законопроекту приведен перечень организационно-технических мер в результате которых будет обеспечена долгосрочная и устойчивая работа интернета в России, а также обосновывается необходимость их проведения.
Кроме того, в пакете документов к законопроекту отмечается, что принятие и реализация Федерального закона о суверенном интернете не потребует расходов из федерального бюджета, а также изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Внутренние сети, не имеющие выхода в интернет, не подпадут под действие закона.