Комиссия по трудовым спорам КТС
Комиссии по трудовым спорам образуются в организации и (или) ее структурных подразделениях по инициативе работников или работодателя на паритетной основе: из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (ст. 384 ТК РФ).Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, а представители работников избираются или утверждаются общим собранием (конференцией) работников. Подробный порядок создания и функционирования КТС можно урегулировать коллективным договором.Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать.Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Правила «существования» КТС могут быть прописаны в коллективном договоре. А можно сделать ссылку на существование другого документа — положения и комиссии по трудовым спорам. КТС является специализированным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее статус и компетенция определяются исключительно Трудовым кодексом.Нужна ли в принципе КТС в организации? Поскольку создание комиссии не является обязательным, а целиком отдано на усмотрение сторон, этот вопрос для многих по-прежнему остается актуальным. Для работника комиссия — это наиболее быстрый, правда и недостоверный, способ узнать, насколько сильна правовая позиция работника и стоит ли продолжать индивидуальный трудовой спор.Для работодателя же, кроме очевидных минусов в виде обязанности обеспечивать работу комиссии и наличия органа, рассматривающего трудовые споры прямо на его территории, КТС может являться положительным моментом воспитательного характера рассмотрения споров в подобном органе, поскольку неблагоприятное для работодателя решение комиссии в принципе ничего не меняет: работник может получить подобное решение и по суду, а вот благоприятное решение комиссии позиционирует работодателя как законопослушного и понижает мотивацию других работников затевать индивидуальные трудовые споры по тем же или сходным основаниям. К тому же формирование и поддержка работы комиссии не могут не сказаться благотворно на образе работодателя как прислушивающегося и учитывающего интересы работников. Разумеется, такая мотивация работает только в том случае, если работодателя вообще интересует его «светлый образ».На практике же результаты работы КТС как основного органа по урегулированию индивидуальных трудовых споров редко бывают полезными: большинство решений КТС обжалуется недовольной таким решением стороной, что нивелирует всю идею о разгрузке судов и разрешении трудовых споров совместно представителями работодателя и работников. Хотя по результатам качественно проведенной работы КТС с использованием ее преимущества в расположении на территории работодателя и знакомстве с реалиями протекающих там рабочих процессов, у суда появляется наиболее полный пакет документов относительно спорного вопроса.ТК РФ устанавливает правило, согласно которому любой индивидуальный трудовой спор, не урегулированный работником самостоятельно, первоначально рассматривается именно на КТС, даже судьи, принимая иск, связанный с трудовыми отношениями, интересуются, была ли КТС.Итак, комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может восстановить работника и разрешить спор по существу.
Рассмотрение трудовых споров в суде
Споры между работником и работодателем – это не редкость. Они могут возникнуть не только во время трудовых отношений, но и на этапе их начала или завершения. Согласно ст 391 ТК РФ. суд рассматривает только индивидуальные трудовые споры, то есть споры между работодателем и конкретным работником. Суд может рассматривать споры как после рассмотрения их трудовой комиссией, так и самостоятельно. В суд может подать как сам работник, так и прокурор, после проведения проверки у работодателя. Есть такие споры, которые может рассматривать только суд. Это все споры, связанные с:
- Немотивированным отказом принять на работу;
- Незаконным увольнением сотрудника;
- Восстановлением на рабочем месте и компенсацией вынужденных прогулов;
- Дискриминацией;
- Переводом на другую работу
В суд может подавать не только работник, но и работодатель. Кроме того, жаловаться работодатель может только в суд. Суд рассматривает споры по заявлению от работодателя о возмещении вреда работником. Чтобы суд принял к рассмотрению заявление от гражданина, чьи трудовые права нарушены, к конкретному работодателю, этот гражданин должен состоять или состоял в трудовых отношениях с этим работодателем. Кроме того, истец должен это доказать, то есть приложить к заявлению копию трудового договора и копию трудовой книжки.
Классификация споров
Встречаются несколько вариантов классификации индивидуальных трудовых споров. Например, споры могут различаться в зависимости от их предмета. На практике конфликт может возникнуть на почве:
- применения норм трудового права в той или иной ситуации;
- установления новых (изменения существующих) условий труда.
Также индивидуальные трудовые споры могут возникать в результате различных правоотношений между участниками конфликта:
- между организацией (индивидуальным предпринимателем) и лицом, которому, по его мнению, незаконно отказали в приеме на работу;
- между работодателем и работником (например, в случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины).
Список источников
- www.mosuruslugi.ru
- blogkadrovika.ru
- pravostoriya.ru